СОЧЕТАЯ НЕСОЧЕТАЕМОЕ
Как сочетать несочетаемое? Прошлое и будущее, лирику и гимны, активную работу и вдумчивое отношение к каждому проекту, традиционную еврейскую семью врачей и фантастическую карьеру в шоу-бизнесе, фабричный конвейер и штучный товар? Любой человек, имеющий даже самое отдалённое отношение к российской музыке, уже догадался, что речь идет о Марке Тишмане, в недавнем прошлом победителе российской "Фабрики звёзд", уникальном явлении на российской музыкальной сцене. В преддверии большого фестиваля "Мегабит" на который Марк приезжает, мы не могли упустить возможность задать ему несколько вопросов.
- Марк, наблюдая за вашим творчеством, нельзя не поразиться удивительно органичному сочетанию противоположных вещей. Начнем хотя бы с того, что вы прекрасно вписывались и в мероприятия, посвящённые великим музыкантам прошлого, например, вечер памяти Толкуновой, и пели песни из репертуара Лещенко. Но, с другой стороны, с большим успехом и очень органично вели и мероприятия, посвящённые следующему поколению музыкантов, например детский проект "Сокровище нации". Что вам самому больше понравилось? Что вам ближе: прошлое или будущее российской музыки? - На такой вопрос не существует однозначного ответа. С одной стороны, меня, разумеется, больше привлекает будущее российской эстрады, мне хочется развиваться самому и следить за развитием российской музыки. Мне интересны тенденции в этой области, хочется оказывать на эту сферу посильное влияние, это естественно и понятно. Но с другой стороны, я очень люблю мелодику старых советских песен, манеру исполнения великих певцов: Марка Бернеса, Аллы Пугачёвой, Клавдии Шульженко. Я не думаю, что человек, способный по-настоящему прочувствовать хорошую музыку, останется равнодушным к творчеству Пахмутовой. Более того, я видел, что даже за границей люди, впервые услышавшие песни Пахмутовой, были просто потрясены их глубиной и силой. Поэтому своё отношение к прошлому и будущему российской музыки я бы определил как мечту о сочетании лучших традиций советской эстрады и тенденций современного шоу-бизнеса. - А чем отличается следующее поколение российских музыкантов от нынешнего? - Нельзя сказать, что поколение музыкантов – это нечто однотипное, нечто, что можно описать двумя-тремя словами. В каждом поколении есть уникальные личности с собственной неповторимой манерой исполнения. Личные устремления каждого музыканта оказывает колоссальное влияние на развитие музыки. С другой стороны, конечно, невозможно игнорировать окружающую обстановку и влияние эпохи. Например, наше поколение музыкантов сформировалось во время перелома, когда в стране происходили серьёзные перемены. Разумеется, это нашло свое отражение и в нашей музыке. В целом, мне кажется, что будущее поколение музыкантов более вдумчивое, стремится вернуться к хорошим традициям прошлого. Меня радует возрождение джаза в нашей стране, возрождение поэзии. Сегодня к текстам песен относятся серьёзнее, чем раньше, уделяют намного больше внимания поэтике песен. Мне кажется, что будущее поколение станет поколением личностной лирики, и меня радует эта тенденция.
- Наверное, несмотря на различия между поколениями, всем музыкантам нужны какие-то определённые качества для профессиональной карьеры? - Все музыканты – это тонко чувствующие люди, обострённо воспринимающие любую несправедливость, любое зло. Вот это обострённое восприятие жизненных ситуаций, как личных, так и общественных, позволяет создавать по-настоящему талантливые произведения. В то же время нередко встречается такая ситуация, когда в одном и том же человеке сочетается способность тонко чувствовать мир и создавать талантливые произведения, но на личном уровне быть не очень порядочным человеком. Поэтому невозможно, конечно, идеализировать всех артистов и музыкантов, хотя, безусловно, способность глубоко прочувствовать окружающую действительность присуща практически всем талантливым людям.
- Кроме песен, у музыканта есть и другие методы воздействия на окружающую действительность? - С развитием интернета и социальных сетей у музыкантов появилось намного больше каналов для общения со своими зрителями. Если раньше общение было только вживую, на концертах, то сегодня определённую роль играет и виртуальное общение. Признаюсь, я раньше пренебрегал этим каналом связи, но постепенно увидел, что сегодня это неотъемлемая часть нашей жизни, что мои зрители хотят и ждут этого. Я небезразличный человек, я высказываю своё мнение по разным вопросам и вижу, что это помогает и другим людям сформировать свою точку зрения. С другой стороны, таким образом и я узнаю ближе своих зрителей, многому у них учусь, знакомлюсь с интересными людьми.
- Ваши зрители в разных городах и странах в чём-то схожи или, наоборот, сильно различаются? У израильской публики есть какие-то свои отличительные черты? - Мои концерты – это не просто исполнение песен со сцены, это живое общение со зрителем. На концертах я разговариваю, задаю вопросы и даю ответы, это интерактивное общение, которое позволяет зрителям лучше понять и меня, и мои песни. И, разумеется, у общения с людьми из различных стран и городов есть свои особенности. В Москве, например, требуется немного более агрессивная подача материала, а в Петербурге публика лучше слушает и слышит. Израильская публика в этом плане ближе к питерской, она лучше слушает и слышит. В целом, резюмируя опыт моих выступлений в Израиле, я могу сказать, что это очень позитивный опыт. Общаясь со зрителем на израильских концертах, у меня складывается ощущение разговора с родными людьми, которые искренне тобой интересуются, искренне хотят тебя выслушать. Это, конечно же, даёт колоссальный положительный заряд для дальнейшей работы.
- Некоторое время назад вы начали работать в достаточно необычном для современных исполнителей и композиторов жанре, вы начали писать гимны. Почему именно гимны? - Как ни парадоксально это звучит, гимны я не люблю. Я имею в виду традиционные, мажорные гимны. Это не мой стиль. Поэтому мои гимны – это намного более лиричное и искреннее прочтение самого смысла гимна. И судя по реакции публики, это нашло отклик в сердцах слушателей.
- Такой отклик, который находят ваши произведения, это действительно мечта многих музыкантов, особенно начинающих. В этом плане большие фестивали вроде приближающегося израильского фестиваля "Мегабит" – прекрасная возможность для молодых исполнителей выступить бок о бок с более опытными музыкантами, поучиться у них. Что бы вы посоветовали молодым исполнителям, выходящим на такие сцены? - Действительно, большие фестивали становятся для молодых музыкантов прекрасной школой. Они видят и выступления опытных артистов, и их подготовку к выступлению, их поведение до и после концерта. Это даёт им отличную возможность наблюдать, анализировать, адаптировать для себя различные вещи. Я до сих пор помню, как внимательно наблюдал за выступлением Лолиты на фестивале "Морской узел" в Новороссийске в начале своей карьеры. Это бесценный опыт. Ну, а в выигрыше, разумеется, остаются зрители на таких фестивалях. Их ждёт, с одной стороны, выступление опытных и популярных исполнителей, а с другой стороны, тщательнейшим образом подготовленные выступления молодых музыкантов, которые всегда прилагают большие усилия, чтоб достойно выступить на таких концертах. Поэтому, наверное, подобные фестивали, в том числе израильский "Мегабит", пользуются огромной популярностью.
На фестиваль, который пройдёт 27 октября в Ашдоде на набережной Хоф Кшатот, приглашаются все – вход свободный. Начало в 20 часов.
Сочетая несочетаемое // Zahav.Ru. - 2012. - 23 октября. |